Фундаментальная идея маркетинга — сосредоточенность на изучении рынка и удовлетворении желаний потребителей — была сформулирована еще в 50-е годы ХХ веха. До 80-х годов маркетинг был направлен на исследование и оптимизацию функции разработки товаров и сбытовой функции.
В период динамичного развития конкуренции многие предприятия осознают необходимость развития аналитического маркетинга. Разрабатываются и применяются методологии маркетинговых исследований, проводятся рыночные обзоры, что, в свою очередь, влечет множество операционных изменений на предприятиях, однако эти изменения не несут глубоких, стратегических новшеств в управлении предприятием. В то же время возрастающая конкуренция требует от топ-менеджмента более агрессивных изменений в политике управления предприятием, более совершенных маркетинговых решений в условиях изменившейся рыночной среды.
В 80-90-е годы разработаны методы стратегического и операционного анализа, а также методы маркетинговых исследований и статистические инструменты, дающие возможность проанализировать те или иные внешние и внутренние факторы, исследуемые предприятием.